АФИША

Навигация



Поиск



Авторизация

     
    • Регистрация


Партнеры



Реклама



Виктор Мартинович: Что происходит с Сергеем Михалком?


Выход альбома Underdog группы BRUTTO, наследник легендарных «Ляписов», имеет все черты общенациональной трагедии. Волны возмущения до сих пор мутят социальные сети. Здесь смешалось все: обида, язвительность, обманутые ожидания. Даже о возможном повышении подоходного налога с 12% до 13% пишут теперь с меньшим энтузиазмом, чем об альбоме, записанном якобы «за три дня» «новыми друзьями Михалка» - накаченными спортсменами. Михалок «здулся». Михалок «зря полез в политику», вот он, результат: тексты ни о чем, рифмы в стилистике «мяч-ху**ч».

Буквально у каждого Васи из "ВКонтакте" нашлось, что предъявить национальному кумиру. Это именно такое общебелорусское «бууу!». Значит ли это, что группа Brutto "не выстрелила"? По моему мнению, как раз наоборот. Просто так специфически в Беларуси проявляется всенародная слава.

Сергей Михалок - многогранный творец. В нем смешано все - дворовая романтика, близкая к трогательности мира тех, кто сейчас ревет «Буу!», - Все эти «Голуби», «Зеленоглазые такси», «Сочи». Есть в нем заряд инфернального веселья, что заставлял некогда улыбаться под «вы говорили, не морщься, дружочек, и целовали в губы меня» - этот мальчишеский подход также очень подходит нашей публике, очень «заходит», ведь она привыкла в любом творца видеть кулагу. И если творец склонен к самоиронии, когда может вынудить смеяться над собой - то люди говорят: «зачет» и «дайте две». Но рядом с этим «понятным» Михалком постоянно витал другой, глубокий и непонятный.

Человек, написавший «Грай», в другой стране, в другой культуре даже не поздоровался бы с автором «Сочи». Но это Беларусь, детка. Здесь каждый должен быть певцом и критиком, прозаиком и преподавателем, музыкантом и бодибилдер.

Иначе нельзя. Просто слишком много пустого места вокруг. Оно давит и давит.

Мы все (кроме Солодухи) смеемся и плачем одновременно, хотя, опять же, комик и трагик - это совершенно разные роли. Михалок - русскоязычный и белорусскоязычный. Михалок создал одну из наиболее трогательных рок-композиций на языке последнего времени - «Зорачки», от которой буквально сжимается сердце.

Так вот: каждым своим альбомом, каждой книгой, каждым фильмом, белорусский творец способен подчеркнуть одну составляющую своей многогранной натуры. Underdog группы Brutto - это простая, энергичная, сильная музыка сильных людей. Странно было бы, если бы посреди «Мяча» или «Гирь» музыканты зарядили нечто а-ля «Грай» или «Зорачек», это выглядело бы неестественно.

Но - и тут я подошел к главному - в определенный момент своей известности человек, который пишет музыку или тексты снимает фильмы в Беларуси, начинает восприниматься здесь не первым, но единственным на всю культуру.

Больше нет никого. Можно не слушать наивно-романтическую «Серебряной свадьбе», можно не вслушиваться в аудиальное эстетизм Пукста, можно забыть Куллинковича. Сейчас Сергей Михалок все - и Куллинкович, и «Свадьба», и Shuma, и Пукст. До этого о каждом его шаге писали. Вот он заявил о кончине «Ляписов». Вот он написал завещание. Вот он раскрыл рот. Вот теперь он будет петь. Вот он-то спел! А что он там спел? Нееее! Неее тоооо! Бууу!

Важное обстоятельство: лично мне альбом Underdog группы Brutto не понравился, но не потому, что он плохой, а потому что я слушаю несколько иную музыку. Мне хватает базовых знаний, чтобы осознавать, что в той стилистике, в которой сделан этот альбом, в той парадигме, в которую наклонился Сергей, именно так и нужно работать: тексты здесь должны быть несложными, метафоры - простыми, но задорливыми, как удар под дых. Эта музыка срабатывает на своем уровне - на том самом, ради которого я включаю «Mambacore» by Infected Mushroom, когда еду по трассе на своей тачке - включаю на максимум, пока динамики не начинают прискрипывать, а звук просто не вдалбливает в сиденье вместе с чувством скорости.

Так вот, я же не буду предъявлять Сергею, что он до сих пор пользуется гитарой и барабанами, хотя я - человек электронной культуры, синтетических звуков, кислотных цветов, даба и хауса в сочетании с фольклором. Я знаю, где это искать, и я рад, что у нас есть удивительная Shuma, рад личному знакомству с пророческим DJ Korney, который значительно опередил свое время (уверен, мы скоро о нем услышим).

Но ведь это так по-белорусски: избирать одного кумира, не замечать всех других творцов и доводить этому кумиру, что он дурак, потому что не пишет как One Republic, хотя и One Republic свой у нас тоже есть, нужно просто приложить минимум усилий, чтобы о нем узнать.

Литература имеет защиту от дурака: обиженному умом читателю нужно долгое время, обычно несколько дней, чтобы усвоить книжку. Поэтому все эти Васи из "ВКонтакте" литераторов не трогают - их усидчивости не хватает на то, чтобы дочитать роман до конца и понять, что это "не Куэлью». Так самые энергичные недалепки отсеиваются. Они идут на ultra-music.com, тратят 40 минут на ознакомление с альбомом Underdog группы Brutto - и вот они уже заядлые критики, знающие знахарей творчества. Вот они уже требуют от Михалка несвойственного ему. Еще они могут экспертно высказаться о том, что Шагал - это никакой не художник, а так, мазня, они сами так могут.

Что в этих условиях делать? Михалку - продолжать гнуть свою линию и не оглядываться ни на кого. Если вам нравится Brutto – объяснять тем, кому она не нравится, что эта музыка не могла быть иной. Если вам не нравится Brutto - не выносить мозг коллектива собственными предъявами, а оглянуться вокруг и понять, что у белорусской культуры, в сегодняшнем Минске, все уже есть, в том числе то, что вы лично будете слушать с наслаждением. Нужно просто найти.

Этот совет актуален также для живописи, скульптуры, поэзии, прозы и других искусств.

 

Источник: budzma.by


Дата: 24.09.2014 17:00 | Ошибка?




Добавить комментарий